Каратэ,
какая ассоциация у простого обывателя
возникает при этом слове, конечно же, резкие
удары, головокружительные прыжки и все в
подобном роде, т.е. то представление,
которое подарил нам кинематограф. Хотя надо
заметить, что в последнее время каратэ на
экране практически нет, разве что Чак
Норрис… В
основном то что мы можем лицезреть можно
обозначить простым словом у-шу, но об этом я
напишу в другом разделе, а сейчас вернусь
непосредственно к каратэ. Итак каратэ это
действительно удары, прыжки, блоки, но не
только. Каратэ-до это прежде всего
философия, дух, искусство, история, и,
наконец, это путь… К моему глубокому
сожалению это понимают далеко не все, так
как стараются изучить только технику не
вникаясь в суть. А в залах каратэ учителя
мало говорят об этом, причина банальна, и
дело вовсе не в том, что они хотят
ограничить знания своих учеников. Ученик
прейдя в додзе как правило уже имеет свое
субъективное мнение о каратэ и желает как
можно быстрее научится махать руками и
ногами, и зачем ему какая-то философия?
Поэтому преподаватели вынуждены лишь
вскользь упоминать об истории и философии
каратэ. Кто будет платить за лекции? Я даже
встречал среди каратистов людей, которые не
знали, как переводится название этого
боевого искусства. Сейчас я вкратце
постараюсь восполнить этот пробел. Итак
каратэ-до буквально переводится с
японского как путь пустой руки («кара» -
пустота, «тэ» - рука, «до» - путь). На вид все
достаточно просто, и перевод говорит о том,
что это искусство борьбы с пустыми руками,
то есть без оружия. Но только ли это
подразумевал мастер Фунакоси Гитин когда
вставил в название иероглиф «кара». Дело в
том, что пустота в японской философии есть
одно из состояний духа человека, и тем самым
Гитин придал понятию дополнительный смысл.
То есть «пустота» говорит о том, что человек
«опустошается», лишается эгоистических
устремлений с тем, чтобы дать
беспрепятственно развиваться своему
духовному зрению. Сам мастер Фунакоси
говорил: «Как отполированная поверхность
зеркала отражает все, что стоит перед ней, а
тихое ущелье удерживает внутри даже шорохи,
так занимающийся каратэ-до должен сделать
свой ум порожним от себялюбия и гордыни,
дабы надлежащим образом встретить все, с
чем бы он ни столкнулся».
Путь же это стремление всю свою жизнь
посвятить достижению гармонии физической и
духовной, понять эзотерический смысл
каждого движения и научится управлять
своим телом и разумом…
Ну а теперь небольшой экскурс в историю каратэ-до:
Краткая история каратэ-до.
Как и практически любое боевое искусство каратэ имеет китайские корни. Но японские завоеватели, надо сказать, хорошо способствовали его возникновению. В свое время на китайском острове Окинава архипелага Рюкю был период, когда местные крестьяне ощутили на себе все тяготы иноземного ига. Людям было невозможно жить в таких условиях и они не собирались мирно сложить руки. Но вот проблема, у захватчиков мощные доспехи, острые мечи, а у бедных крестьян только руки. Оружия не было, самураи дорого ценили свою жизнь. Как правило на деревню выделялся только один нож для забоя скота и тот был привязан посредине оной. Тогда крестьяне стали потихоньку изобретать различные методы победить врага используя только естественное оружие. Постепенно возникло такое искусство боя как Окинава-тэ, но надо заметить, что различные семьи обучались по своим индивидуальным направлениям и к секретной технике допускались только члены клана, так как была вероятность проникновения лазутчика, а ошибок допускать было нельзя. Только мастер мог противостоять против самурая. Благодаря своим знаниям он мог справиться с вооруженным противником, пробить доспехи или выбить из рук меч. Захватчиков обуревал ужас когда они вновь и вновь находили трупы своих товарищей. Каждое движение обученного воина грозило смертью, крестьяне днями и месяцами отрабатывали силу и скорость своих ударов с помощью специальных приспособлений – макивар. Даже конного самурая порой подстерегала смерть, опытный мастер в прыжке ударом ноги сбивал седока и на земле добивал. В окинава-тэ использовалось и оружие, например двухметровая палка «бо», затем «саи» - трезубец представляющий из себя стержень с двумя боковыми отростками, «нунчаку» - сочленение палок на перевязи, «кама» - серп, и «тонфа» - палка с рукоятью ближе к сужающемуся краю.
Вскоре все окинава-тэ разделилось на три основных стиля по названию трех главных городов острова. Самым распространенным стал стиль Наха-тэ. В принципе это и было уже тем, что можно назвать каратэ. Но вот смысл названия несколько отличался от теперешнего. Буквальный перевод звучал как китайская рука эпохи династии Тан («кара» - Китай). Дело в том, что когда Окинава становился японским островом и каратэ постепенно переползало и на другие острова, японцы стали считать это искусство исконно своим, и никак не могли допустить в названии слово Китай. Поэтому-то Мастер Фунакоси и был вынужден заменить иероглиф.
Со временем каратэ разделилось на несколько подстилей, большей частью, правда, японизированных. Я приведу примеры названий основных с краткими характеристиками:
1. Го-дзю рю
(жестко-мягкий стиль мастера Тедзюна Мияги. Один из наиболее классических стилей более близкий к окинава-тэ чем другие и дополненный исконно китайскими жесткими и мягкими стилями.).
2. Сито-рю
(стиль мастера Мабуни Кэнва, ученика мастера Канрио Хигаонны и Итосу Ясусунэ. Оба слога слова «сито» являются китайским прочтением иероглифов входящих в фамилию его учителей, «си» для ито мастера Итосу и «то» для хига мастера Хигаонны. Данный стиль по происхождению более близок к годзю-рю.)
3. Сето-кан
(Один из наиболее распространенных на сегодняшний день стилей каратэ-до. Основан непосредственно мастером Фунакоси Гитином. В свое время Фунакоси, который был на Окинаве учителем японского языка в младших классах, был приглашен в Японию для показа каратэ. Выбор пал на него, так как он неплохо знал японский. Увидев возможность привнести в Японию каратэ он рьяно взялся за осуществление этого плана. Каратэ, которое демонстрировалось им в Японии было сильно ограничено, показывались лишь те приемы, которые по мнению Гитина были способны популяризировать этот вид искусства. Он воспитал ряд учеников в технике которых уже мало чего оставалось от истинного каратэ Окинавы. Школа мастера Гитина привела к созданию чисто японского направления. В 1936 году Фунакоси открывает в Токио центральный додзе и дает ему имя Сето-кан. Иероглифы читаемые как «сето», представляли собой прозвище Фунакоси как каллиграфа, а «кан» означает зал. Фунакоси никогда не называл свой стиль Сетокан-рю, так как был категорически против этого «феодального», как он полагал, термина. Вскоре благодаря действиям Фунакоси и главным образом его учеников стиль Сето-кан превратился в своеобразный механистический вид спорта не обременяемый глубокими философскими идеями, и имеющим довольно мало общего с чисто боевыми искусствами. Главной задачей обучения стала победа в соревновании, но не в реальной схватке. Количество стало заменять качество, например вопреки советам древних мастеров, о том что надо изучать небольшое количество комплексов ката, но зато глубоко, в Сето-кане на экзамене иногда сдают до двадцати пяти ката. Поэтому Сето-кан является всего лишь одним из видов спорта, а не настоящим боевым искусством, хотя надо признать, имеющим огромную популярность среди молодежи.
4. Вадо-рю
(Этот стиль был основан в 1939 году мастером Оцука Хидэнори, один из чистых японских стилей каратэ, большое влияние на него оказало искусство дзю-дзюцу школы Синдо Есин Рю. Мастер Хидэнори был учеником Фунакоси Гитина, но для него каратэ-до это прежде всего духовная дисциплина. Все представители Вадо-рю показывают большое умение в отражении вооруженного и невооруженного противника. Хидэнори привнес в технику каратэ принцип мягкости (дзю-но ри), хотя движения и не столь пластичны как в цюань-фа (у-шу).
5. Киокусин-кай
(школа Абсолютной Истины мастера Масатацу Оямы. Кореец по происхождению и изучивший многие шаолиньские и корейские боевые искусства (субак, тансу, тхэ-квон, пакчхиги и др.) Ояма пришел в каратэ под влиянием школы Годзю-рю. Обобщив полученные знания он создал свою особую эклектическую систему каратэ-до. Идея Киокусин основывается на представлении о мысленном бое, пронизанном духом дзэн-буддизма. По мнению мастера все каратэподобные системы это прежде всего боевые искусства и должны оными оставаться если хотят оставить свое название. Учения Оямы пронизывает идея хитоцуки хитогэри, то есть «одним ударом руки либо ноги» решить исход поединка. Методы Киокусин отличает большая суровость. В соревнованиях пытаются придерживаться условий реального боя. Простое касание противника рукой или ногой, как бы быстро и умело это не делалось, для Оямы не считается ударом. Исход поединка должен решить либо нокаут либо отказ противника продолжать бой. Безопасность обеспечивается введением ряда правил и применение защитной амуниции. На сегодняшний день Киокусин является одним из наиболее эффективных и мощных стилей.)
6. Кэнсин-рю
(основатель этого стиля Хаяси Тэруо, ученик Кокуба Косэя (последователя Мабуни). Также мастер Хаяси учился под началом Нагаминэ Седзина из Седзин-рю и Хига Сэко из окинавской Годзю-рю. Мастер Хаяси признает, что многие современные стили каратэ теряют направленность на реальный бой, что не позволяет им быть по настоящему боевыми искусствами. Восхищение окинавским вооружением привело Хаяси к мастеру окинава-тэ Накаяме Кэнко из Рюэй-рю. Мастер Хаяси научился прекрасно владеть бо, саи, тонфа, нунчаку и кама. Это вскоре привело к возрождению интереса к этому виду вооружения, образованию различных секций и сборного стиля ко-будо (древний воинский путь). Мастер Хаяси также начал проводить различные спарринги с использованием этих вооружений.)
Краткая история Годзю-рю каратэ-до.
Из всех стилей каратэ-до годзю-рю менее всего было японизированно и имеет глубокие китайские корни. Известный мастер по наха-тэ Канрио Хигаонна во второй половине девятнадцатого века приезжает в китайский город Фучжоу где изучает один из стилей у-шу под названием цзи-цзи-цюань. Его последователь, который будет основателем годзю-рю, то есть, Тедзюн Мияги также учится в Китае с 1904 по 1908 год. Сэнсэй Хигаонна в основном уделял внимание жестким стилям цзи-цзи, а именно стилю хун, одному из ответвлений шаолинь-цюань. Мастер Мияги же в свою очередь изучал не только шаолиньские стили, но и пакуа-цюань (стиль руки восьми триграмм). А как известно пакуа-цюань является, наряду с нэй-цзя и тай-цзи, одним из наиболее известных внутренних стилей.
Таким образом, кроме уже известного ему
окинава-тэ, мастер Мияги изучил пикуа и
шаолинь-цюань. После этого он преобразовал
традиционное наха-тэ в новую систему
названную им годзю-рю. Значение слова
состоит из двух терминов. «Го» означает
жесткий, а «дзю» - мягкий. Считается, что
теория соединения двух противоположностей
зародилась в Китае в рамках искусства у-пэй-цзи.
Мастеру Мияги удалось соединить жесткий
стиль шаолинь-цюань с мягким стилем пакуа.
Мастер Тедзюн Мияги родился 25 апреля 1888
года в городе Наха на Окинаве. В Японию он
приехал в 1929 году по приглашению Мастера
Гогэна Ямагути, который в то время был
основателем и ведущим инструктором каратэ
Университета Рицумэйкан в Киото. Вскоре в
Японии открылось центральное
представительство Годзю-рю.
Мастер Мияги скончался в 1953 году и
руководителем Годзю-рю на Окинаве стал
Мэйтоку Яги. А в Японии Гогэн Ямагути. Таким
образом Годзю-рю разделилось на японский и
окинавский стиль.